К 35-летию со дня смерти Александра Башлачева. Толкование песни «Все от винта». Башлачев, в целом, не понятен большинству тех, кто его пытается слушать. Его метафоры не просто своеобразные коды, а носители определенной духовности, мера достижений которых и определяет уровень понимания его творчества. То есть, чтобы достичь разумения его слов, нужно подняться до определенного уровня самосовершенствования, а это работа, которая ныне мало кому доступна, что станет понятно в процессе толкования этой песни Башлачева. И, надо сказать, она, в принципе, стоит особняком в его творчестве, потому что рассматривает тему «конца времен» или момента уничтожения цивилизации. Этим она интересна, помимо прочего, но не только этим. Во-первых, и прежде всего, это апокалиптическое произведение с элементами фактического, а не только эмоционального, пророчества. «Холодный апрель» - это указание на время (месяц) катастрофы. «Ядерный принц» — это указание на характер катастрофы. «Рекламный плакат последней весны качает квадрат окна» - описание последствий катастрофы в ее временном контексте: качающийся после ядерного взрыва квадрат окна «рекламирует» последнюю весну человечества. «Без трех минут – бал восковых фигур» - скорее всего имеется в виду сборище Большой Семерки, на которой, видимо, и будет принято решение применить ядерное оружие. «Без четверти – смерть» - сказано, сделано. «С семи драных шкур – хоть шерсти клок» - практически явное указание на Большую Семерку (она же апокалиптический «зверь с семью головами» и, фактически, Антихрист), с которой цивилизация «снимет» свое, так сказать, полное и безоговорочное окончание своего существования (ну хоть что-то «путное», а не бестолковые словеса никчемных «восковых фигур»). Все остальное – это эмоциональное описание апокалиптических событий и места духовного человека в них. «Рука на плече» - можно толковать двояко: с одной стороны это своеобразное прощание с духовно близкими людьми перед лицом «накрывающей» смерти (и здесь можно вполне представить всю песню как некий разговор с единомышленниками перед лицом тотальной катастрофы, отсюда и «печать на крыле» - как благословение «летать» рукой свыше «на плече» для заслуживших, и призыв «все от винта» - как готовность «улететь» на высоты духа), с другой можно это объяснить как попытку обратить внимание ближнего на то, что он должен увидеть, а именно «Печать на крыле» - то есть маркировку страны, расположенную на крыле ракеты. Здесь, вероятно, намек на то, что будет видно каждому в последний момент, кто убийца. «В казарме проблем банный день, промокла тетрадь» — это аллегорическое описание последних секунд перед гибелью человечества: все проблемы цивилизации, которые до этого представляли собой некую «казарму» (рутинную тягомотину), внезапно превратились в «промокшую», то есть бесполезную, «тетрадь» и «омылись» в этот «банный день». «Я знаю зачем иду по земле, мне будет легко улетать» - ключевая фраза песни, поскольку делает осмысленным весь этот апокалиптический контекст. Человек, знающий зачем он в этом мире, не умрет в забвение, а «улетит» в будущее (контекстное сравнение с воспарившим «ангелом», который исполнил свой долг на земле и может спокойно «улететь» на высоты духа). Именно это важно, а все остальное станет мертвым и пустым. Но… «Как хочется жить. Не меньше, чем спеть. Свяжи мою нить в узелок» - жажда жизни все равно сильнее отсутствия страха смерти, поэтому человек всегда хочет, чтобы его серебряную нить кто-нибудь каким-то чудом, но связал «в узелок». «Холодный апрель. Горячие сны» - контраст холодного весеннего месяца и огненного «успокоения». Сон, в данном случае, синоним смерти. Человек горячо «засыпает» в холодное время года от ядерного огня и становится «усопшим» (уснувшим). «И вирусы новых нот в крови» - то есть это аллегорическое описание радиации, поразившей человеческую «кровь». «Новые ноты» — это метафорическая «песня смерти», которую доселе никто не слышал. Но здесь, кстати, может быть и отсылка к коронавирусу, который может идти синхронно ядерному коллапсу (или что-то новое и неизведанное доселе, хотя коронавирус может как раз и смутировать в это «новое»). «И каждая цель ближайшей войны смеется и ждет любви» - это уже отсылка к последним дням человечества, которое продолжает смеяться и «ждать любви» земной, но находится под прицелом «любви небесной», условно говоря, и об этом дальше. «Наш лечащий врач согреет солнечный шприц» - имеется в виду Космос, который даже в этом катастрофическом действии являет некий целительный момент для человека, избавляя его, прежде всего, от «казармы проблем», проблем уже ненужных и пустых, а потому подлежащих «омовению» «банным днем» апокалипсиса. «И иглы лучей опять найдут нашу кровь» - подразумевается «прививка» радиоактивными лучами (лучевая болезнь), которая в момент изменит все существо тех, кто выживет после удара. «Опять найдут» это к тому, что законы Космоса всегда достигают человеческой души, пусть и через тяжелейшие страдания. «Не надо, не плачь. Сиди и смотри» - здесь призыв не поддаваться панике и отчаянию, а смиренно внимать происходящему. «Как горлом идет любовь» - то есть понимать, что любовь, в данном случае насаждена насильно, и другого ничего не остается, как «Лови ее ртом. Стаканы тесны» - то есть любовь не в идеологемах («стаканах»), а в самом контексте происходящего. «Торпедный аккорд – до дна» - и нужно «выпить» этот ракетный шквал космической любви «до дна» своим сознанием. «Эй, дырявый висок! Слепая орда» - обращение к тем, кто развяжет весь этот огненный кошмар. Ибо тот, кто принимает фатальное решение и тот, кто бездумно его исполняет, являются уже «дырявым виском», то есть это бездумные люди с «зафрахтованной» дыркой в черепе. И таких «дырявых висков» - «слепая орда». «Пойми, никогда не поздно снимать броню» - призыв остановиться, пока не стало слишком поздно, но… «Целуя кусок трофейного льда» - лишь прикоснувшись к бездушному образу мыслей этих людей «Я молча пришел к огню» - я понял, что все закончится именно тем, чем и должно закончиться. А именно «Бездушный лед» приведет к «Всепожирающему Огню». «Мы – выродки крыс. Мы пасынки птиц» - то есть мы можем быть «канавными» выродками в этом мире, а можем – парить с птицами. «И каждый на треть – до сих пор патрон» - и тем не менее какая-то часть в нас несет на себе печать цивилизационной «уравниловки» и этого, вот, «Бездушного Льда» (цивилизационной бездуховности). «Лежи и смотри, как ядерный принц несет свою плеть на трон» - и поэтому мы просто молча наблюдаем как происходит восхождение на мировой трон Ядерного Принца (создаются условия для ядерного коллапса). Последнее четверостишие отсылает нас к первой строке «Рука на плече». То есть это обращение к ближним (в духовном смысле ближним), то есть тем, кто не состоит из «Бездушного Льда» и благословлен «рукой на плече» и «печатью на крыле» к грядущему «полету». «Не плачь, не жалей. Кого нам жалеть?» - эта фраза напоминает духовным избранным, что их немного, что большая часть людей не сможет избавиться от «Бездушного Льда» цивилизационной бездуховности, а потому нет смысла по ним плакать и их жалеть, даже если кто-то из них очень близок по человеческим отношениям. «Ведь ты, как и я, до сих пор был сирота» — это явная отсылка к изречению «мы одинокими приходим в этот мир и одинокими же уходим из него». Кроме того, «ощущение сироты» - необходимое составляющее духовных избранных в период «Бездушного Льда» цивилизационной бездуховности, потому что все, так называемые, «семейные ценности» (и вообще зашоренные и школярские ценности цивилизации) являются для апокалиптических времен лишь способом заманить душу человека в цивилизационную бездуховность. Поэтому «путь сироты» — это путь к тому, чтобы сохранить в себе то духовно-цельное и ценное (а это, в сущности, быть просто живым и настоящим, а не «восковой фигурой» цивилизационных идеологем), что делает человека избранным в конце цивилизации, и пронести это не замаранным до того момента, когда надо будет «улетать». «Ну, что ты? Смелей! Нам нужно лететь!» - призыв быть твердым и решительным в тот момент истины, когда все тяготы и лишения от бездуховности цивилизации позади, и настало время торжествовать победу. «А ну от винта! Все от винта!» - победный клич вознестись и парить на высотах духа. Константин Точеный, 10.02.2023