К 35-летию со дня смерти Александра Башлачева. «Когда мы вместе» – толкование его песни Существует довольно распространенное мнение, что Александр Башлачев пел о России – той, которую хотел бы видеть, то есть чистой и незамутненной в своей философской сути. Однако это лишь отчасти так. Башлачев, да, пел о России, вернее, о русском народе, в котором усматривал некую когорту духовно избранных людей. Если, в целом, охватить его творчество, то это – некие обращения, некие проповеди к определенным «соратникам», скажем так, или духовным последователям, «чадам». Так вот, Россия в его творчестве – это воображаемая страна праведников, тех, кто следует духовной чистоте и строит такую же духовно-чистую общность. Это не государство – потому что «князь» всегда «брюхом ищет грязь», — это сообщество чистых в космическом смысле личностей, которые могут находиться в разных местах, но быть на единой волне духа через астрал (мысленное содружество). Вот именно так я вижу суть посланничества Башлачева. Он «собирал Россию» именно как сообщество чистых духом, объединенным через астральный план, то есть это «ментальная Россия», существующая в параллельном государству мировоззрении. Это подразумевалось и в песне «Все от винта», толкование на которую я приводил раньше, это подразумевается и в песне «Когда мы вместе». Вообще, это одна из моих любимых песен Александра, которую считаю вершиной (или одной из вершин) его символизма и образности. Песня тихая и спокойная – и этим напоминает настоящую вершину его творчества, «Егоркину былину», толкование на которую считаю делать нецелесообразным, хотя, может быть, и соберусь. «Егоркина былина» если не совсем понятна по метафорам, то, в целом, все равно доходит до слушателя, так или иначе (ибо рассчитана на национальное самосознание «советского народа», коим наше поколение по-прежнему является). Молодому поколению, конечно, это все уже неблизко, поэтому, может, и имеет смысл его былину, всё же, протолковать. Что же до песни «Когда мы вместе», то она очень духовно-символична, ее метафорность восходит к глубокому пониманию всей миссии Башлачева, что требует определенного духовного самосовершенствования (о чем, кстати, я упоминал в толковании песни «Все от винта»). Здесь Башлачев проводит очень четкую границу между Россией как государством и «ментальной Россией», «Россией духовно-избранных». В принципе, если это понять, то песня уже «ляжет» на некую осмысленность, но сделать полное толкование, так или иначе, необходимо. - «Добрым полем, синим лугом» - доброе и чистое сердце выбирает ту дорогу, где царствует доброта и духовная чистота («синий луг» как отсылка к чистому астралу) - «Всё опушкою, да кругом» - и идет осторожно, «опушкою», осматриваясь, - «Всё опушкою, межою, мимо ям, да по краям» - «мимо ям», - то есть искушений и соблазнов грязи, - «да кругом» - здесь можно толковать не только как «огибая», но и как «по кругу», постоянно возвращаясь к исходным позициям, чтобы проанализировать прошедший путь; «да по краям» - если и влезает куда-то, то с краюшку, осторожно, чтобы не увязнуть по уши в грязь. - «И будь, что будет» - отсылка к изречению «делай что должно, и будь, что будет», то есть духовная душа не «моделирует» результат, а просто делает «что должно», а результат будет таков, каков выстроится мир вокруг праведной души. Вообще, начало песни - очень своеобразная конструкция Башлачева, в которой нет ни существительного, ни глагола. То есть мы не знаем, кто действует, но понимаем, как действовать нам. А дальше - «Забудь, что будет отродясь» - уже прямое обращение, контекстно «закрывающее» начальную фазу песни. И это прямое наставление о том, что нужно не отвлекаться на мысли о фатализме, а делать духовное делание, шаг за шагом. Потому что результат будет по итогам этого пути, а не по «заданности от рождения» или от своего хотения (то есть выдавания желаемого за действительное). - «Я воли не давал, ой, я воли не давал ручьям!» - здесь фокус песни смещается на эту самую «грязь». «Я воли не давал ручьям» - горделивая фраза отступничества от Космоса. Отступник начинает свое само-мудрование и падает в грязь, становясь «князем мира сего». - «Да что ты, князь? Да что ж ты брюхом ищешь грязь?» — это обращение духовного человека к «князю мира сего», который, вместо духовной пищи, ищет грязную. - «Рядил в потёмки белый свет» - и использует свою власть не для благого, а для темных дел. Здесь также можно увидеть указание на то, что наша жизнь – это «белый свет», но именно отступническая «грязь» превращает ее во тьму. - «Блудил в долгу» - человек, влипший в грязь, становится ее «должником», «продает душу», можно сказать. Здесь же можно увидеть указание на масонство (как некое обобщение любых земных сообществ), когда человек дает масоном клятву, то становится их должником, что делает его «блудником» перед Космосом и его законами. То есть, существует определенный «брак» души с беспредельным Космосом, а есть «блуд» этой души с ограниченной земной «грязью». - «Да красил мятежом» - то есть устраивал беззакония по велению долгового «блуда». - «Ой-ой-ой, да перед носом ясный след!» - и для праведной души это все очевидно - «И я не смог, не смог ударить в грязь ножом» - но духовный человек не будет пытаться победить грязь «ножом», потому что ее невозможно победить физическими методами. - «Да наши песни, нам ли выбирать» - и нужно не воевать с грязью оружием, а пытаться петь те «песни духа», которые нам дано петь. - «Сбылось насквозь. Да как не ворожить?» - и это есть Истина, которая была, есть и будет всегда, «насквозь». Поэтому, ну как тут не ворожить? Как можно не радоваться духу, когда ты понимаешь, что только «песни духа» несут в себе настоящую победу! Духовный человек неизбежно приходит к пониманию, что земное – временно (внутри закона Пространственно-Временного Цикла), а дух – вечен. Он всегда и везде, поэтому «песни духа» — это принадлежность к вечности, которая «сбудется», потому что уже «сбылась насквозь» в миллионах прошлого и миллионах будущего (ибо время одновременно и в начале, и в конце для Космоса). Поэтому - «Когда мы вместе – нам не страшно умирать» - не существует смерти для духа, и покуда духовные личности совместны с духом – они не умрут, и им «не страшно умирать», но - «Когда мы врозь – не страшно жить» - когда нет этого слияния души с духом, она начинает жить «на всю катушку», потому что жизнь конечна, и век этой души конечен, что заставляет ее брать от этой жизни всё и любыми средствами, пока есть возможность. Собственно говоря, этот рефрен песни есть общая Философская Дихотомия Башлачева: 1. С духом не страшно умирать 2. Без духа не страшно жить (на широкую ногу) - «Целовало меня лихо, только надвое разрезало язык» - тем, кто с духом соединены, не страшны земные потрясения, и кто пойдет против духовного, получит сам то, что затевал - «Намотай на ус» — это, скорее, предупреждение для отступников духа - «Намотай на ус, на волос, зазвени не в бусы – в голос» - нечестивые могут, как угодно, изгаляться против духовного, - «Нить не жила, ни кишка, да не рвется, хоть тонка» - но, хоть серебряная нить человека и тонка – она есть духовное составляющее личности, поэтому те, кто с духом, не подвластны гонениям физического мира. - «Да приглядись, да за лихом лик!» — это уже обращение к духовным, чтобы они поняли, что все потрясения и гонения – это испытание Космоса. «Лик» может быть отсылкой к иконе. То есть, может иметься в виду, что все испытания, выпадающие на долю духовных, имеют космическое, неземное, происхождение, и являются, изображением (отображением) «Лика» Космоса. - «Все святые пущены с молотка» - место, которое однозначно достаточно трудно толковать. С одной стороны, здесь может быть указание на то, что испытание Космоса не проходит никто из тех, кто «заявлен» святым («записные святые»), которые «идут с молотка», поскольку являются предметом торговли. С другой: после «Лика», как отсылки к иконе, дальше идет уточнение, что не надо путать метафору с настоящими иконами, которые «пущены с молотка» и не являются образом восхождения к духу (а являются предметом торговли, то есть, знаками этого мира). С третьей, всю эту фразу можно понять так: «Да приглядись, да за лихом лик: все святые пущены с молотка» - то есть, все невзгоды и гонения духовных от того, что они не вписываются в стандартную «духовную схему» этого мира, где все подчинено земным законам и правилам, даже «святые», то есть духовно-избранные, по мнению адептов мирской «грязи». - «Да не поднять крыла, да коли песня зла» - но нельзя возвыситься до высот духа, будучи адептом «грязи». Эта фраза, очевидно, относится к предыдущему фрагменту и, как бы, резюмирует его. То есть, то, что принадлежит физическому миру, не может принадлежать миру духовному. - «Судя по всему, это всё по мне» - и настоящий духовный должен радоваться такой четкой дихотомии, потому что расплывчатые идеологемы не дают ясной картины сознанию. Серое – всегда лукаво. Только четкие парадигмы дают душе основу пути. - «Все по мне, да мне мила стрела» - и в этой определяющей ясности рождаются условия для предпочтений души. Душа предпочитает то, что устремляет ввысь. Стрела – это указание на намерение. Намерение, которое стремится в небо от земли. - «Белая, калёная – в колчане» - доброе («белая») и хорошо осмысленное («каленая») намерение, которое зародилось в недрах ясной парадигмы настоящего духовного устремления («в колчане»). - «Наряжу стрелу вороным пером» - «приправлю» своё намерение силой духа и уверенностью («вороным пером», т.е. добавлю силу и точность полета стреле) - «Да пока не грянул гром, отпущу» - приведу своё намерение в исполнение, пока не стало поздно. - «Да стены выверну углом» - и то, что казалось прямым, но мешало новому намерению, «выверну углом», то есть сделаю таким, каким оно должно быть в моём новом мировоззрении. - «Провалиться мне на месте, если с места не сойти!» - здесь отсылка к диалектике движения: в любом движении есть вектор либо вперед, либо назад. Имеется в виду, что, если я не сойду с места в духовность, то провалюсь в «бездну смерти» этого мира. Третьего не дано. - «Давай, я стану помелом» - здесь Башлачев конкретно подчеркивает свою миссию в этом мире. Он есть духовное «помело», с помощью которого можно взлететь к высотам духа. «Помело» также можно рассматривать как то, что выметает из «дома» души весь ненужный сор. - «Садись, лети!» — именно это он предлагает всем тем, кто слушает его песни. - «Да ты не бойся раскружить, не бойся обороты брать!» - и не надо бояться его «помела», потому что те высоты духа, на которые можно взлететь – это подлинная радость для души. Здесь Башлачев очень интуитивно-понятно выводит устоявшийся в суеверном русском сознании образ «ведьмы на метле», который оно склонно воспринимать как черную колдовскую силу, а потому боится. То есть то, что кажется страшным по простому суеверию, может помешать достигнуть подлинных высот духа. Именно об этом здесь речь. Потому что - «Когда мы врозь – не страшно жить» - «Когда мы вместе – нам не страшно умирать» - «Забудь, что будет» - в данном случае имеется в виду забыть, что должно быть по лекалам мирского сознания. Потому что духовный не намечает себе путей, о чем было сказано в начале песни. То есть не выдает желаемое за действительное. - «И в ручей мой наудачу брось пятак» - «ручей мой» — это мир Космоса, которого не принимает «князь» («я волю не давал ручьям»). Бросить пятак наудачу – это решиться войти в «ручей Космоса», что бы там ни ждало. То есть стать духовным со всей силой своего сознания. - «Когда мы вместе, все наши вести в том, что есть» - потому что если мы с духом, то все существует так, как есть, без лукавствующих серостей «полутонов». Если дословно, то все наши знания опираются на реальные значения (то есть надо войти «в ручей» и познать действительность духа «как есть»). Здесь также указание на то, что духовные не являются романтиками, с субъективными взглядами на вещи (не выдают желаемое за действительное), а опираются на четкие понимания и осознания своих чувств. - «Мы можем многое не так» - и потому наши дела могут быть по-настоящему великими, а не такими («не так»), каковые практически привели мир к апокалиптической катастрофе. - «Небеса в решете, роса на липовом листе» - и «не так», как сейчас, когда все духовные пути перекрыты для обычного человека («небеса в решете» - решетка на небесах, указание на духовную тюрьму последних времен человечества), и под видом «живого» писания подсовывают «липу» («роса на липовом листе») - «И все русалки о серебряном хвосте ведут по кругу нашу честь» - и ото всюду исходит «сладкое» и заманчивое взывание к низменным страстям человека. Здесь очень важное, - можно сказать, - апокалиптическое, утверждение Башлачева о том, что даже самые «крепкие» духовные институты дадут трещину и падут в отступничество перед Антихристом. - «Ой, да луна не приходит одна» - луна – это олицетворение силы Космоса, которая сопровождается мириадами звезд. То есть, луна «приходит» вместе (в ладу) с сонмом звезд. - «Прикажи, да разом сладим языком во ладьях» - прикажи, и все духовные также соберутся единым народом в ладу. «Язык» в данном случае, скорее всего, имеет значение «народ», а «во ладьях» - имеется в виду «в ладах». - «А прикажешь языком молоть – молю» - а если прикажешь говорить, буду просить («молить») - «Молю о том, что всё в твоих ручьях» - просить о милости к этому миру, и - «Пусть будет так, как я люблю» - чтобы не отходить от состояния космической любви (быть на волне любви) - «Мне в доброй вести не престало врать» - и в этой любви я не могу врать, как ее добрый вестник (аллюзия на Евангелие, как «благую весть») - «Окрест знак действия, чтоб голову сложить» - ведь все вокруг («окрест») говорит о том, что придется сложить голову (хоть и косвенное, но все же свидетельство того, что Башлачев умер насильственной смертью). - «За то, что рано умирать» - чтобы «умереть за жизнь других» (опять же аллюзия на Иисуса Христа). - «За то, что очень нужно (славно) жить» - здесь Башлачев прямо указывает на суть своего служения. Это дать новым духовным, в период тотального отступничества, некую фактическую опору, которая вела бы избранных так же, как это делали все предыдущие опоры, павшие во времена Антихриста. То есть, по сути, Башлачев есть последний проповедник космической любви для последних же духовных человеческой цивилизации. По крайней мере, в России. Именно он поднял «упавшее знамя» всех духовных институтов, о чем, видимо, и свидетельствует в этой своей песне. Константин Точеный, 16.02.2023